Ярославль. День Победы: в поисках атмосферы праздника (9 мая 2015 г.)
|
|
Ярославль. День Победы: в поисках атмосферы праздника
(9 мая 2015 г.)
Сразу оговорюсь, что всякие парады-митинги-демонстрации – наследие советских времен, я не очень люблю. Да и огородная страда, когда каждый майский день – на вес золота, обязывает лишние выходные проводить с лопатой и граблями. Однако юбилейные даты бывают не каждый день, собственно, по ним я и стараюсь посещать парады в честь Дня Победы. В памяти всплывает празднование 50-й годовщины Победы, отмечаемой в небольшом селе, где жила бабушка, и скромный обелиск, и самодеятельный концерт, и бодрые еще ветераны, и эстафета школьников – тогда мне, маленькой, сидящей на солнцепеке и слушавшей удалую гармошку, все казалось таким серьезным, значимым, одновременно радостным и грустным. Очень хорошие впечатления остались от мероприятий в честь 65-й годовщины – тогда мой друг-коллега шагал по Красной площади в строю солдат, о чем, впрочем, вспоминает без лишних эмоций и «розовых соплей», но с должным, по-мужски скрываемым уважением. А я в тот момент смотрела парад на Советской площади в Ярославле – с гостевых трибун, на которые у меня были проходки, отсюда было прекрасно видно и военную технику, и марширующих людей в форме различных военных ведомств, и, конечно же, ветеранов. Помню всю трепетность момента, и даже подступающие слезы, и добрые улыбки на лицах людей, и песни военных лет, звучащие под гармошку, и дедков в медалях, скромно разливающих коньячок – 50 грамм фронтовых, в праздник же можно!..
Для меня День Победы всегда был не столько праздником радости, победы, сколько днем памяти и скорби. Ведь ни в одной войне нет победивших – о какой победе можно говорить, когда она измеряется океанами крови, гектарами пепелищ, исчисляется миллионами человеческих жизней и исковерканных судеб? Война, на мой взгляд, самое страшное, что может случиться со страной, и проклятие тому бездарному правителю, который допустил, чтобы его страну затянуло в этот жуткий омут. Нет, конечно, никто не умаляет значения подвига советского народа, никто не призывает забыть ту страшную войну как чудовищный сон – память о горьких годах нужна хотя бы для того, чтобы не повторять кошмара Великой Отечественной. Хотя, последнее и спорно – ведь каждое последующее поколение считает себя самым умным, на чужих ошибках учиться не желает, предпочитая наступать на собственные грабли. А, значит, варварство войны вполне может повториться – пусть не сегодня, не сейчас. Ведь где-то уже почти повторяется.
В таких не слишком радостных мыслях в солнечный теплый денек отправились мы на юбилейные торжества, которые местные власти (к коим, впрочем, и я отношусь) обещали провести с грандиозным размахом, вбухав значительную часть и без того дырявого бюджета, сократив до минимума расходы на намеченный на конец мая День города – тоже народный и всеми любимый праздник. Все начиналось вполне мило. На фонтанах традиционно устроили соревнования судомодельных кружков – и вид радостных детишек, запускающих свои кораблики, настраивал на позитивный лад.
С удовольствием осмотрели подготовленную ко Дню Победы инсталляцию на Первомайском бульваре, представляющую боевые окопы.
В лабиринтах из свеженьких сияющих теплыми деревянными боками бревнышек можно было увидеть информационные плакаты, и даже единственный экспонат этого импровизированного музея – солдатскую гимнастерку и походный рюкзак.
Наглядно и познавательно – по крайней мере, подобного я еще не встречала.
А вот у фонтана в сквере на улице Андропова очередная инсталляция смотрелась менее удачно, вернее, совсем глупо. Здесь на каркасы букв, сложенных в слово «ПОБЕДА», требовалось привязывать георгиевские ленточки, видимо, затем, чтобы они трепетали на ветру, создавая иллюзию движения или объема. А, может, для чего-то другого – смысла чего я так и не поняла.
Ленточки вяло навязывались, народ фотографировался, но смотрелось все это убого и пошло.
Знаете, у разных водопадов-пещер-дольменов – в «местах силы» (а попросту – на туристических объектах) есть варварская традиция нацеплять на деревья клочки тряпочек, салфеток, цветных бумажек и прочей дребедени.
Вот и этот «шедевр» чьей-то «креативной» мысли выглядел таким вот псевдоязыческим деревцем.
А дальше мы даже предприняли попытку прорваться на Советскую площадь, где, собственно, и должен проходить парад. И даже прошли через рамки металлоискателей и серьезных полицейских, избирательно обыскивающих всех желающих попасть на мероприятие (так, пустой рюкзак моего мужа традиционно выпотрошили, а на объемную сумку подруги даже не посмотрели – видимо, пышнотелые блондинки априори не могут быть террористками xD). И даже подошли к плотному кольцу народа, трехметровой стеной обрамляющему (реально, люди сидели друг у друга на головах!) слишком маленькую для такого масштабного мероприятия площадь. Вот, собственно, и все, что мы видели.
Потому вернулись назад, где полиция уже никого не пускала на площадь, опасаясь, что возникнет давка. И пробежались по каким-то закоулкам-проулкам-подворотням, пока не очутились на улице Советской, где ждали своей очереди участвующие в параде остатки техники.
Правда, не военной – которую так хотел посмотреть муж (мальчишки, понятное дело). Но оно, наверное, даже и хорошо, поскольку в последнее время у меня, заделавшейся пацифисткой, вид действующей военной техники вызывает внутренний ужас.
Полиция снова никого близко не подпускала, но мы как-то пробрались поближе и увидели пожарные машины, полицейские «газельки», автомобиль под брезентом и даже (к радости мужа, естественно) целых два БТР.
А следом шел «Бессмертный полк» – то ли акция, то ли флешмоб (у нас же в последнее время практически все – или акция, или флешмоб), который, как и все проводимое в этот день в Ярославле выглядело жалко и уныло. Длинный нестройный хвост из людей, одетых во что попало – от треников до кителей с наверняка фальшивыми орденами, беременных на последнем сроке, мамаш с колясками, подростков с велосипедами, ноющих дошколят, еле идущих стариков, беззаботно хохочущих волонтеров (которым или проплатили, или согнали в добровольно-принудительном порядке, как часто у нас случается с работниками бюджетных организаций).
Медленно продвигаясь, неся разномастные плакаты – кто во что горазд, но зато увешавшись полосатыми ленточками, эта толпа ни сколько не вызывала патриотических чувств или гордости. Понятно, что тем, чьи имена написаны на этих самодельных плакатиках, никакие акции не нужны, и память не нужна – им вообще уже вот как 70 лет все безразлично. Люди это делают, в первую очередь для себя, живых, чтобы доказать себе (?), что помнят и чтут подвиг своих предков. Но надо ли это так пафосно демонстрировать – ведь имена своих героев принято передавать из поколения в поколение, при правильном воспитании они и через сотни лет не забудутся.
В общем, целесообразность сего мероприятия – то ли акции, то ли флешмоба – уведенного мною впервые, вызывала сомнения, ну, хоть порадовало, что в нашем городе не было помойных контейнеров и урн, в которых оказывались после «акции» плакаты с фотографиями погибших солдат – эти фотографии в тот же день массово тиражировались в интернетах.
(фото из Интернета)
За полком бодро шагали барабанщицы – еще один «символ» городских праздников. Заученно улыбающиеся девчушки (сколько уже поколений сменилось?) замыкали затянувшееся (и растянувшееся на несколько улиц) шествие.
На площади Челюскинцев у фонтана «Ежик» традиционно раздавали «солдатскую» кашу – еще одна заявленная на этот день акция, давно вызывающая у меня сомнения. Еда-то тут причем? Чтобы помочь «прочувствовать» момент, напомнить о голодных военных годах? Так, когда была война не кашу с тушенкой ели, а пустую похлебку из лебеды. Что же, ей-то всех желающих не кормят – было бы намного «антуражней». А то для многих празднование Дня Победы и заключается в том, чтобы «танчики посмотреть» и «кашку похавать» (на халяву же!), но обязательно с продающимся в соседней палатке шашлыком – ведь от тушенки в каше только запах да одно название, а кушать уже хочется. И тянется длинная очередь желающих приобщиться к этой акции – к очередной «военной» стилизации, будто и впрямь все голодом замучены. Или вот еще прискорбная картинка – старушки (не ветераны, думаю, просто бедные) складывают эту самую кашку с запахом от тушенки в полиэтиленовые пакетики, иногда по нескольку порций. Интересно, руководству этой страны за такое ни грамма не стыдно?
С меня уже хватит этого пафоса, показушности, пошлости. Становится понятно, что празднование 70-й годовщины Победы банально превращается в «репетицию» Дня города. Блюдут общественный порядок полицейские – вежливо просят сидящие на набережной компании не выставлять алкоголь, а окурки бросать строго в урну. Плывет над городом шашлычный дух, и крутят огромные снежные комки продавцы сладкой ваты. На Кирова торгуют сувенирами «а-ля рус»: матрешками, майками с медведями и тарелочками с видами города – по диким ценам, конечно, но интуристам нравится. Разноцветные палатки предлагают сине-розовые парики, ушки-мигалки и надувных зверей. Кто-то организует «беспроигрышную лотерею», кто-то предлагает пострелять в тире за огромного плюшевого медведя. Народ (молодежь в основном или семьи с детьми) тусуется, ржет, жрет и толпами ходит по центру, пестрея черно-оранжевыми ленточками. И ни одного ветерана. Настоящего. Потому что им, настоящим, уже давно за 90, и гуляния по жаре да еще в плотном людском водовороте – уже не для них. Им и на парад-то было идти в тягость. Им тоже уже не нужно – ни внимание, ни аплодисменты, лучше бы деньжат подбросили к пенсии да в покое оставили (это я не придумываю, так мне рассказывали люди, на которых была возложена обязанность доставить ветеранов на парад).
Мы спускаемся к фонтанам на Стрелке и видим уже ожидаемую инсталляцию. На сей раз это – противотанковый еж, огромный и цветной, обклеенный пестрыми плакатами-агитками советского времени, веселенький такой, совсем не военный. Интересно, чья это бредовая (ах, простите, «креативная»!) идея? А в интернетах сию конструкцию уже обозвали «пачками макарон», причем дорогих, потому как упаковки больно пафосные. На этом месте можно смеяться – да только что-то лично мне не смешно, глядя на очередной опошленный «символ» военного времени.
Впрочем, что вы хотите от этой страны, которая во все времена тяготела к символизму. Просто в какой-то момент это стало настолько очевидно и глупо, что у людей думающих, вчерашних студентов – а именно они преимущественно составляют компанию тех, кто против официоза, пафоса и показушности, сопровождающих любой общественно значимый праздник, – сие вызывает вполне закономерный протест. Вот так и живем, привыкая ненавидеть постмодернизм – в искусстве и символизм – в жизни.
Мы сидим на пригретом солнцем бордюре фонтана. Накануне друг мой читал новостную ленту: «Представь, в Москве 9 мая татуху с георгиевской ленточкой можно будет бесплатно набить. Не желаешь? А как тебе идея бутылки водки, опоясанной этой самой ленточкой?». Я ему в ответ рассказываю, что видела в проможурнале какого-то сетевого магазина ароматизатор для машины, выполненный в форме медальки с георгиевской ленточкой. Теперь их принято, видимо, лепить на все подряд. Может, в надежде, что это прибавит привлекательности товару?
Народное море пестреет георгиевскими ленточками, которые прицепляют, куда угодно и в каком угодно количестве. Их можно увидеть на антеннах и колесах автомобилей, на детских колясках и смешных машинках, в косах, на запястьях (как браслет, видимо) и на поясе коротеньких шортиков школьниц, их полощут в фонтане малыши. Это только в первый год идея казалась новой, интересной, правильной. Теперь же, как все в этой стране, к чему прикоснулись массмедиа, маркетинг и PR, она ожидаемо опошлилась, превратилась в очередной символ – за которым нет иного содержания, кроме как показушности. Нацепил – значит, приобщился к Победе, так что ли? К той самой, к которой ни нынешнее руководство страны, ни все эти люди в ленточках и отношения никакого не имеют. Зато орут на каждом углу: «Мы победили!». И размахивают кусочками ткани, которые (опять же, фото с помойками в интернетах) уже завтра никому будут не нужны. Праздник кончился – символ стал не нужен. А средства на производство этих полосок тратят, вместо того, чтобы отдать эти деньги ветеранам, которых уже немного осталось – хватило бы всем! Впрочем, в этой стране символизма все так – символы давно стали важнее людей.
(фото из Интернета)
Люди лижут тающее на солнцепеке мороженое и вновь выстраиваются в километровые очереди за вафельными стаканчиками. Малышня ноет, что «хватит парадов – пойдем на карусель». Солнечный день – голубое небо, солнышко пригревает, легкий ветерок доносит брызги фонтана. Может, зря я – в такой погожий день – такая злая? Может, вот ради этого беззаботного майского денька, ради тех, кто сидит на фонтанах и фотографируется с муляжом противотанкового ежа, и гибли наши предки? И снова меня одолевают сомнения. Не хотелось им, вчера закончившим школу, да и уже взрослым умирать. Ни за страну, ни за потомков – ни за кого. Жить им хотелось, жизни радоваться. А их взяли и кинули в самое пекло, с одной винтовкой на целую роту – что хочешь, то и делай, как хочешь – так и выживай. Вспомнила в Нижнем Новгороде музейную экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне, – на соседних витринах лежали русское оружие – жуткая железяка, которая, наверное, и стрелять-то толком не умела, и новейшие (для своего времени) образцы трофейных пистолетов. Прибавьте к этому «прочищенные» Красной революцией ряды талантливейших русских ученых, конструкторов, военачальников – кто за границу успел сбежать, а кого и к стенке поставили. Ну, и как тут воевать? В первый год войны вообще никто ничего не понимал – отсюда и огромное количество жертв, часто глупых, ненужных. Да и в итоге – численностью взяли. Россия – страна огромная, хоть не Китай, а густонаселенная, вот и расплачивались за Победу миллионами жизней. Да и потом, после войны – всех инвалидов, бездомных – тех, кто власти напоминал о жертвах Победы, – пачками вывозили за пределы столиц. Культ создавали – Победа могучей державы, Победа властей – «Выпьем за Родину! Выпьем за Сталина!». Не людей – чьи жизни в фундамент этой Победы были закатаны. Не народа – победившего нацизм. А мы – осталось мало ветеранов…
Да и ветеранам уделяют внимание только один день в году – на 9 мая. Очередной показушный жест. Где-то за месяц до торжеств по местному ТВ прошла пара сюжетов о бедных стариках, живущих в нечеловеческих условиях, без удобств, с печным отоплением, которым опять-таки власти (уже нынешние) не хотят давать благоустроенные квартиры. То есть, 70 лет не давали – и было нормально. А тут, к годовщине – приперло? И как-то подозрительно выглядят рядом с ветеранами их довольные родственники, которые якобы бодаются с проклятой системой за права своих дедов. Цинично, но проскальзывает мысль, что время уходит, дедушка-ветеран не вечен, и надо подсуетиться, чтобы потом квартирку новую себе захапать. А чтобы не так меркантильно выглядело, приправить это соусом заботы о родственнике, а заодно и на голубом экране помелькать – все же для Победы. Своей?..
(лежащая на тротуаре гвоздика - символично, если выражаться языком этой страны)
По набережной ездят забавные ретроавтомобили. По городу – новые уже машины с пошлыми плакатиками на заднем стекле: «На Берлин!». Это-то хоть к чему? Что им сделали жители современной Германии, что люди цепляют на свои иномарки – вероятно, даже немецкие! – эти угрожающие надписи? Напоминает бородатые анекдотичные истории о русском быдле, показывающем немцам на турецких курортах, «где раки зимуют», то есть, «кто войну выиграл». Опять опошленные символы – лозунги Победы, хотели выпендриться – а получилась очередная глупость.
Праздника Победы не чувствуется. Ни торжественного настроя, ни соответствующей атмосферы, ни более близкого мне – светло-грустного ощущения скорби. Обычная гулянка, к вечеру рискующая превратиться в банальную попойку. Раздутый пафос, опошленные символы – зачем все это? К чему? Я не против парадов, я с уважением отношусь и к ветеранам, и к Победе, и даже к символам – я просто не понимаю, зачем нужно устраивать эту показушность, так цинично завуалированную, какой-то плохо отрепетированный маскарад – глупый, пошлый. И при этом гордиться – собой, что ли, что все это устроили? Конечно, понятно, что столичные парады нашему провинциальному городку не переплюнуть. Но то, что устроили на День Победы в Ярославле, напоминало форменный колхоз, приправленный ненужным пафосом. Причем, в настоящем «колхозе» – каком-нибудь захудалом городишке типа Пошехонья (были мы как-то там как раз на 9 мая) все сделано действительно хорошо – скромно, но душевно. У нас же – дичь какая-то, настоящий позор.
Из центра мы ушли. Домой. Праздновать в семейном кругу: бабушка у мужа – ветеран труда, накануне ей вручили медаль. Как, в общем-то, и должен проходить, по моему мнению, этот праздник – день скорби, день памяти жертв во имя Победы. Вспоминать родных, не вернувшихся с фронтов, слушать рассказы о тяжелом военном детстве – и, безусловно, восхищаться подвигом этих людей, поколения кровавой войны. Так, просто, без лозунгов, демонстративности, псевдопатриотизма…
А вечером был салют. Громко заявленный – самым шикарнейшим, круче, чем на День города. И также громко разочаровавший.
Нет, конечно, нормальный был салют, на 10 минут черное майское небо разукрасилось разноцветными брызгами-цветами.
Но ничего сверхграндиозного.
Да и народ вел себя как-то скромно: никто не орал, не выкрикивал лозунги вперемешку с матом.
Лишь в конце поаплодировали. Что мне, кстати, понравилось.
Закончился День Победы – праздник, неминуемо становящийся атавизмом, может, и не теряющий свою значимость, но уже лишившийся своей атмосферы. Но лучше уж так – чем та пошлость и показушность, что сопровождают его в настоящий момент, чем пиар властей за счет чужих жизней. Кому надо – тот и без декораций и лозунгов все помнит.
Ярославль. День Победы?
У меня с губ помада смазана.
Серебрится весенний день.
Символизм вислоухой заразою
Заплетает косу в плетень.
Или в косы те ленты в полосочку,
Что воскресли среди людей.
Я себя ощущаю взрослою
Среди клеток, где толпы зверей.
Все идут как на демонстрации –
Флаги вверх! Эй, привет совку!
Я иду в совершенной прострации
Не по городу – по лицу.
И все также щебечут скворечники,
Предлагая парик и шашлык…
Говорите, мне думать о вечности?
А о чем позабыл мужик,
Тот, который нажрался на лавочке?
Или бабка, что кашу в пакет
Сложит – вот и обед, ей нравится
Та подачка на старости лет.
Пафос, речи, парады медийные –
Для кого, для чего они нам?
Мы уж лучше с семьей по старинке
Опрокинем по несколько грамм.
И горят ленты, к шортам привязаны
И в косички заплетены…
О Войне уже столько слов сказано,
Что другие совсем не нужны.
12.05.2015.
P.S. Весьма годные статейки по теме - советую ознакомиться хотя бы для расширения кругозора:
Ссылка 1
Ссылка 2
Ссылка 3
Ссылка 4
Спасибо за внимание!