«Вы уверены, что мир такой, каким видите его вы?».
«Самая откровенная галерея в России».
«Успейте заглянуть в глубины своей души!».
«Всем, кто не забыл себя!
Себя настоящего!
Чувствующего и думающего!
Себя того, когда ты был честен с людьми и с самим собой!
Себя – ЖИВОГО!!!
И ты это продал за горстку стабильности: «свой» дом, работа с 9 до пяти, телевизор с большим экраном, безлимитный интернет, быстрая еда, быстрый секс, быстрый сон…
А где же осталось место для ДУШИ?!
На нашей экспозиции нет картинок, нет пейзажей или натюрмортов…
Тут – ЗЕРКАЛА!
И каждый найдет в них себя!
Вспомнит прошлое, настоящее и, даже, будущее!
Потому мы и назвали нашу экспозицию: «Взгляд из будущего!».
(Копипаста с листовки).
Вот и я, наконец, побывала в галерее «ШизАрт». Родом из Челябинска, эта выставка кочует по городам, не боясь показывать совершенно иное искусство. Оказалась она и в нашем Ярославле, на не слишком типичной площадке – в реконструированном универмаге «Ярославль», что, впрочем, не испортило впечатления. Билет – 150 рублей, но, во-первых, это того стоит, во-вторых, он проходной, а, значит, по нему можно неоднократно посетить эту замечательную выставку. Группа Вконтакте: https://vk.com/schizart. Причем, это не очередной модный, «хипстерский» арт-объект, здесь – все очень глубоко, сильно и предельно честно, без пафоса и показушности. Как правильно было замечено, картины – зеркала. И здесь главное – не бояться заглянуть в зеркало своей души.
Народу в будний день было немного, хотя кое-кто периодически заглядывал. Сначала я просто ходила по выставке, рассматривала работы, фотографировала, а потом приятный молодой человек провел для меня (одной!) импровизированную экскурсию, рассказав об истории и идее проекта, о художниках и их работах.
Шла я сюда подготовленная, что-то читавшая, некоторые работы видевшая в интернетах. В общем-то, ожидание соответствовало действительности, даже в реальности все было намного круче. Зал символически разделен на две части: светлую, радостную, где сияют радужные краски и яркие фантазии, и темную – мрачные тона, сквозящая в каждой работе безысходность (настоящая – не пафосная, растиражированная в интернетах), ощущение смерти, конечности мироздания, гибели. И почему-то я начала осматривать выставку совершенно неправильно – со светлой части (а она должна по идее скрашивать впечатления от мрачных картин). Мой экскурсовод подтвердил: люди обычно идут на «темную» сторону (да я и сама была свидетелем этого). А я почему-то пошла по часовой стрелке – «посолонь», по солнцу, значит. Значит, не все так скверно в моем эмоциональном состоянии?
Какого-то шока выставка на меня не произвела: ожидаемый и горячо любимый сюрреализм, алкогольно-наркоманско-суицидальная тематика, обнаженные тела, изображения смерти, потрошенные трупы – в общем, авангардный авангард, который мне близок и понять который не составляет труда. Вот честно, каждая из работ была мне абсолютно понятна. Хотя, к некоторым картинам были подписи. И даже отсылки к символизму – в искусстве он для меня приемлем. Можно, конечно, было бы искать пресловутый «глубинный смысл», но мне отчего-то все было и так понятно. Вот смотрю на работу – и понимаю (или ощущаю) и то, что пытался выразить автор, и его состояние.
Началось все это давненько, а именно с рисунков пациентов челябинского психодиспансера – есть такой метод лечения, арт-терапия называется. Больным предлагается рисовать свои фобии, и они рисуют… чертей. Бесов! Которых видят. Мне об этом мой экскурсовод рассказывает, показывая черную папочку с работами, датированными 1949 годом и позднее. Черти несказанно хороши – очень талантливые черти, а про одного – целая поэма написана, о том, как он становился человеком – вроде как комикс, стихи иллюстрированные. В итоге черт стал профессором с редкими зубами (сломал о гранит науки?) и вместо рогов примерил на голову перевернутый месяц. Папочка заканчивается весьма харизматичным рисунком, который я прошу разрешения сфотографировать. Хотя, каждую бы отлично прорисованную картинку следовало бы заснять. С другой стороны – пусть будет интрига, и когда «ШизАрт» приедет в Ваш город, Вы непременно сходите на выставку, хотя бы для того, чтобы увидеть работы из этой черной папочки :).
Кто авторы этих картин? Люди с психическими отклонениями. С диагнозом «шизофрения». С поставленными и придуманными диагнозами. Либо просто ТАК воспринимающие жизнь, видящие ТАК окружающую действительность. Борющиеся с ней. Уходящие в свои миры. Не принимающие. Не понятые. Глубоко раненые. Загнанные в угол. Готовые бороться. Протестующие. Связанные, но зато очень свободные. Взрослые и подростки. Татуировщик. Ставая профессионалом начинающая художница. Молодые люди, впервые взявшие в руки карандаш в момент острого нервного состояния. Девушка, которую отвели к психиатру родители только за то, что она на вопрос: «Какая у тебя цель в жизни?», просто ответила: «Никогда не проснуться». Умирающие, как больной неизлечимой болезнью художник, не выходящий из дома, – и мой детский вопрос: «А он ведь вылечится, правда?» – в тот момент мне хочется стать Женей из «Цветика-семицветика», которая загадала желание, чтобы ее друг Витя был здоров. Уже ушедшие в мир иной – как повесившийся художник (всегда рисовал банальные картины, а потом ударился в сюр, не был понят коллегами по цеху, и затянул на шее петлю) или девушка, преодолевшая душевный кризис, но умершая от сердечного приступа – «Только когда все начало налаживаться!» – не сдерживаюсь я, глядя на ее работы – депрессивные – первые, и очень красивые, добрые – последние. Коллекция галереи пополняется – в каждом городе находятся таланты, которые приходят, смотрят и говорят: «А ведь я тоже так чувствую! Так рисую! Значит, я не один?!».
Ощущение, что ты не одинок – это очень важно в жизни. Чтобы не считать себя изгоем, чтобы свою особенность воспринимать как дар. Меня поражают (до глубины души!!!) работы. Талантливые. Выполненные в разной стилистике, разными средствами, на разных материалах – но, безусловно, гениальные. Мелкие детали, четкая прорисовка самых микроскопических предметов – это не может не восхищать. Рисунок, сделанный шариковой ручкой, – он живой, объемный, он пульсирует, живет. Картины о мертвых – для живых. Ты смотришь – нет, у меня ничего не меняется в сознании, потому что я уже сжилась, свыклась, пропиталась этим, – просто осознаешь.
Подпись к картинке с мерзкой мухой (я, как и автор боюсь насекомых, но заставляю себя смотреть). Автор тоже боится насекомых, и вот рисует гигантскую муху – чтобы избавиться от своих страхов. Я тоже знаю, как с ними справиться – проходила, давно, в юности, на своих ошибках училась – не было тогда, видимо, такой потрясающей галереи. Надо страху в лицо посмотреть, взглянуть в глаза своим демонам. Я так, кстати, в прошлом году со своим панической аэрофобией боролась. Причину поняла: книжка, где описывалась авиакатастрофа, фильм «Пункт назначения». А потом друг мой «добрый» и «гуманный» (впрочем, лучший!) друг лечил меня, показывая нарезку из падающих самолетиков и статистику катастроф. Как ни странно, от аэрофобии я полностью избавилась!
Тема Лилит – неожиданно, но очень ожидаемо, ведь в той черной папочке дьявол тоже был изображен на паре рисунков в качестве обольстительной женщины. Наркотики. Зависимость от Интернета. Алкоголь. Непонимание. Нелюбовь. Одиночество. Ожесточенность. Фобии. Демоны. Образы. Чувства. Смерть. Ощущение смерти. Страх – много, много страхов, среди которых – быть непонятым – самый дикий! Страх себя – уже не страх, ибо ты все вылил на бумагу, выплеснул свои эмоции, и поделился, и понял – не ты один ТАКОЙ. И быть НЕ ТАКИМ – это тоже нормально. Даже нормальней, чем все те, для кого это дико, обыватели, потребители, равнодушные, масса – продукт массмедия. Ведь гениальность граничит с сумасшествием.
Я не умею рисовать. Я пишу. Иногда стихи – злые, острые, ломкие – с ломаными рифмами. Реже – злые и неравнодушные рассказы. Интересно, есть ли литературный «ШизАрт» – я бы вступила в его ряды :).
Я бы советовала привести сюда подростков. Даже самому, на первый взгляд, благополучному ребенку приходят в голову невеселые мысли. Доказательство – картина дочки богатого папашки, которой дали все, даже помогли поступить в английский вуз, но не дали главного – понимания и внимания. А что уж говорить об остальных – я и себя отлично помню в 15 – 17 лет, абсолютно дикий возраст, полное слетание со всевозможных катушек. Это было страшно. И я – я так себя чувствовала, как изображено на этих картинах. И мне было очень страшно и одиноко, и плохо, и тошно, и не было понимания – да я сама себя тогда не понимала!.. Читала, что на выставку приводят детей целыми классами – это правильно, это – нужно!
А взрослым нужно побывать здесь, и чтобы понять своего ребенка, и чтобы, может быть, разобраться с собственными фобиями и демонами – они есть у каждого.
Выставка мне определенно понравилась. Оставила сильнейшие впечатления. Близко мне это творчество, выходящее за границы обыденности, честное, оголенное, но не опошленное, и очень правильное. Пока ходила по экспозиции, вертелась в голове песня «Сказка» с крайнего альбома «П.Т.В.П.» – тоже очень страшного, про смерть. Она была бы здесь очень уместна…
Спасибо за внимание!